- Комментарии к ст. 92 ЖК РФ
- Служебные жилые помещения
- Жилые помещения маневренного фонда
- Жилые помещения в домах системы социального обслуживания
- Жилые помещения для временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев
- Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Понятие «специализированный жилищный фонд»
- Предоставление специализированных жилых помещений
Классификация жилья в Российской Федерации очень широка. Законодатели различают частную, государственную и муниципальную собственность. Все эти категории характеризуют формы собственности на жилье.
Частное жилье принадлежит индивидуальным владельцам (гражданам), государственная собственность находится в ведении государства (совершенно обоснованно), а муниципальная собственность — в ведении местной администрации.
Однако это не вся классификация. В зависимости от цели использования жилищные фонды делятся на личные, коммерческие, социальные и специализированные. В первых трех категориях все понятно — название говорит само за себя.
Для специализированных жилищных фондов, однако, они говорят не так часто. Специализированное жилье — это участки специального назначения из государственной/муниципальной собственности для восстановления определенных категорий граждан.
Специализированное жилье используется только для целевых программ. Жильцы не имеют права собственности и поэтому не могут использовать их по своему усмотрению. Эта недвижимость не подлежит продаже — ее нельзя продать, сдать в аренду или использовать по договору найма.
Специализированное жилье — это фактически социальное жилье для людей, нуждающихся в жилье на определенный срок. Они сдаются в аренду либо бесплатно, либо за небольшую заработную плату.
Специализированные помещения должны быть не только пригодными для проживания, но и полностью обитаемыми. Специализированный жилищный фонд должен отвечать институциональным техническим, технологическим и функциональным условиям, а также соответствовать пожарным и санитарным нормам. Он может находиться в собственности государства, муниципалитета или даже специального жилищного фонда на федеральном или региональном уровне.
Министерства имеют свою собственность и имеют право на должный профессиональный статус.
Назначение имущества определяется государственными, правительственными или местными нормативными актами. Если недвижимость используется в рамках социального найма, государственного/муниципального найма или если существуют особые юридические обременения, она не может быть классифицирована как специальное жилье.
Комментарии к ст. 92 ЖК РФ
1. в пояснительной статье приведен перечень жилых площадей Специального жилищного фонда. Жилые площади этого фонда предназначены для различных категорий граждан, в связи с тем, что они не проживают в определенном месте.
Они переезжают по различным причинам, предусмотренным этой частью ЖК РФ, но все они предназначены для временного проживания граждан.
Специализированный фонд «Жилищный фонд» имеет особый режим пользования жильем.
2. предоставлять гражданам удобства, обусловленные характером трудовых отношений. Для служебных жилых помещений предоставляются отдельные квартиры.
Специальные жилые помещения ипотечного фонда должны быть включены в число жилых помещений органов государственной власти или органов местного самоуправления. К служебным жилым помещениям относятся пустые жилые помещения, т.е. жилые помещения, не обладающие правом пользования.
Это связано с тем, что правовой статус пользования жилым помещением может быть изменен только с согласия всех участников договора, по которому гражданин пользуется помещением. Помещение, на которое распространяется право пользования, может быть включено в число занимаемых с согласия проживающих в нем граждан (нанимателей). Исключение помещений из числа занимаемых осуществляется на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Профессиональные помещения должны быть удобными и соответствовать условиям данного места. Оно должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам (см. комментарии к статье 15 ИК). В то же время закон не предусматривает, что служебные жилые помещения должны предоставляться в рамках жилищных правил.
3. построенные или отремонтированные дома предлагаются для использования в качестве общежитий. Общежития как специализированный жилищный фонд регистрируются в компетентном государственном органе или органе местного самоуправления. Только после регистрации дом может быть использован в качестве общежития.
Общежития предоставляются с жилой площадью не менее 6 кв. м на человека. Семьи должны предоставить изолированное жилье.
4. аварийные фонды создаются органами государственной власти или местного самоуправления в первую очередь для временного проживания граждан, переселяемых в связи с капитальным ремонтом жилых домов. Для использования жилой площади в качестве пространства для маневра должны быть предоставлены отдельные дома.
Неправильно размещать временное жилье для граждан, переселяемых для проведения капитального ремонта, в домах социального найма, в которых проживают собственники жилья или граждане, заключившие договор социального найма.
5. размещение специального жилищного фонда в домах системы социальной защиты обеспечивается органом, в соответствии с решением, по которому они были созданы. Эксплуатационное положение домов в домах системы социальной защиты населения принимается Государственной приемной комиссией с обязательным участием представителей организаций социальной защиты населения.
В домах системы социальной защиты выделяются помещения для размещения лечебных и других подобных целей.
Организации социальной защиты ведут учет граждан для предоставления домов системы социальной защиты. Граждане, которым предоставляются такие дома, информируются о заключении договора найма жилого помещения с домом социального обслуживания.
6. Жилищные участки для временных сооружений также считаются специализированными жилищными участками в соответствии с Законом о жилье.
В соответствии с Положением об обеспечении жильем вынужденных переселенцев Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. № 845, охранными зонами жилищных участков для временного размещения являются все жилые помещения (дома, квартиры, общежития и другие жилые квартиры) для вынужденных переселенцев, в целях временного пребывания на территории Российской Федерации лиц, признанных вынужденными переселенцами. Порядок формирования жилищного фонда на период действия статуса вынужденного переселенца («жилищный кадастр»).
Формирование такого жилищного фонда осуществляется с учетом генерального плана восстановления на территории Российской Федерации и других градостроительных документов и необходимости регулирования миграционных потоков путем приобретения, производства или сдачи в аренду жилья.
Создание ипотечного капитала для временных сооружений осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной миграционной программы, а также за счет иных законных источников.
За исключением арендного жилья, жилье для временных сооружений является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении компетентных территориальных органов государственной и миграционной политики Правительства Российской Федерации.
Жилье для временного размещения регистрируется в Федеральном реестре собственности.
7. 7. Для временного размещения лиц, признанных беженцами, создается специализированный жилищный фонд, аналогичный фонду жилья для насильственно изгнанных.
Он создан в соответствии с Положением о фондах временного размещения лиц, признанных беженцами, и их использовании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. № 275.
8. профессиональные жилые фактории для социальной защиты отдельных категорий граждан должны формироваться в зависимости от категории граждан, нуждающихся в такой защите. При этом внимание к тому, что эти граждане не нуждаются в социальном обслуживании, может быть использовано для данного вида жилищного фонда дома без специальных требований.
9. постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда». Оно определяет жилищные процедуры и требования к государственному и муниципальному жилью специализированного жилищного фонда.
Предоставление жилья Специализированного жилищного фонда не допускается, если жилое помещение занято на основании договора социального найма, государственного найма жилого помещения или найма жилого помещения жилищного фонда, аренды и если на это помещение имеется вес права.
10. создается специализированный жилищный фонд.
— Правительство Российской Федерации — в доме государственного жилищного фонда, принадлежащего Российской Федерации,
— Органы власти граждан Российской Федерации — в домах Государственного жилищного фонда, принадлежащих гражданам Российской Федерации,
— Региональные органы власти — в домах региональных жилищных фондов.
После регистрации в качестве специальной кровли в соответствии с вышеуказанными принципами разрешается использование дома в качестве специальной кровли. При регистрации соответствие домостроения требованиям данного вида специализированного ипотечного фонда подтверждается. Если домостроение не соответствует требованиям специализированного жилищного фонда, домостроение или дом не регистрируется и, соответственно, площадь дома не может быть использована в качестве специализированного.
Регистрация жилого дома в качестве специализированного должна быть санкционирована соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления путем выдачи специального документа (регистрационного свидетельства). Исключение учреждений из профессионального жилого фонда производится компетентными органами государственной власти или местного самоуправления.
11. Ограничения на использование помещений из специализированного жилого фонда введены законодательством Российской Федерации. Эти помещения не могут быть сданы в аренду, коммерческий наем или приватизированы.
Данные ограничения накладываются на органы государственной власти, муниципальные образования и юридические лица, в финансовом управлении или оперативном управлении, в том числе на специализированный жилищный фонд. Ограничения на использование специализированных жилых помещений устанавливаются также для нанимателей (см. статью 100 Жилищного кодекса).
Служебные жилые помещения
Только отдельные квартиры могут быть квалифицированы как корпоративное жилье. Отдельные комнаты в многоквартирном доме с другими собственниками или арендаторами не могут быть корпоративным жильем. В многоквартирном доме вся или часть жилой площади может быть использована в качестве офисного помещения.
В жилых помещениях специального жилищного фонда могут проживать только граждане, состоящие в трудовых отношениях с органами государственной власти или местного самоуправления, предприятиями или учреждениями государственной власти или местного самоуправления.
Жилые помещения маневренного фонда
Жилье маневренного фонда включает в себя площадь для временного проживания.
- Граждане, проживающие по договору социального найма в доме, подлежащем капитальному ремонту,
- Граждане, единственное жилье которых стало непригодным для проживания в силу чрезвычайных обстоятельств,
- граждане, утратившие единственное жилье, приобретенное за счет кредита или целевого займа, в связи с обращением взыскания на него.
Задержанным выделяются жилые помещения, финансируемые за счет маневров, из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на человека.
Жилые помещения в домах системы социального обслуживания
Дома социального обслуживания — это специально построенные или переоборудованные здания, в которых есть все необходимое для обеспечения жизни и безопасности граждан. В них имеются специальные помещения для проведения медицинских, психологических, социальных и профессиональных мероприятий.
В этих жилых помещениях проживают граждане, признанные получателями социальных услуг и нуждающиеся в особой социальной защите.
Данные жилые помещения предоставляются указанным категориям граждан на основании договора безвозмездного пользования.
Жилые помещения для временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев
Данные помещения находятся в оперативном управлении территориальных органов Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и предоставляются в приоритетном порядке вынужденным переселенцам и беженцам из расчета не менее 6 квадратных метров жилой площади на человека.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данное жилье предоставляется лицам данной категории, достигшим 18-летнего возраста, которые подписали специализированный договор аренды жилья. Жилье предоставляется местными органами власти.
Понятие «специализированный жилищный фонд»
Что такое жилищный фонд? Для разъяснения этого понятия следует обратиться к главе X Жилищного кодекса РФ. Итак, понятие специального муниципального или федерального жилищного фонда определено в Постановлении Правительства РФ № 42 для обеспечения жильем этих конкретных категорий граждан.
В перечень специального жилищного фонда входят.
- Жилые помещения в категории официальных резиденций,
- Места в общежитиях,
- квартиры, характеризующиеся как хижины,
- жилые помещения, предназначенные для социального обслуживания нуждающихся граждан,
- квартиры из жилищного фонда, предоставляемые временно перемещенным лицам,
- площади жилищного фонда, предназначенные для беженцев,
- жилые помещения, предназначенные для отдельных категорий граждан в соответствии со статьей 92 Жилищного закона.
Здания, включенные в муниципальный или государственный жилищный фонд, имеют уникальный правовой статус, который ограничивает права нанимателей и собственников на распоряжение этой недвижимостью. В частности, недвижимость не может быть продана, сдана в аренду или коммерческий лизинг. Специальное жилье предоставляется только по специальным договорам аренды.
Данная законодательная процедура возникла в связи с тем, что эти структуры имеют узкое назначение и их нарушение не допускается.
Предоставление специализированных жилых помещений
Процедура предоставления квартир из специального жилищного фонда на уровне города или штата основывается на конкретных основаниях, которые позволяют государственным органам заключать договоры аренды с гражданами.
Так, основания для предоставления специального жилья предусмотрены в статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, в данной правовой норме указано, что основным основанием является решение собственника о выделении квартиры из жилищного фонда той категории граждан, которые в ней нуждаются. В данном случае собственник действует от имени местного или государственного органа власти.
Однако следует отметить, что, действуя от имени местных или федеральных органов власти, собственник помещения в жилищном фонде не вправе выделять его определенной категории жителей Российской Федерации в целях обеспечения надлежащего уровня социальной защиты (пункт 7 статьи 98 Жилищного кодекса РФ ).
Специальное имущество из жилищного фонда предоставляется субъектам нуждающихся правоотношений именно там, где они заинтересованы в его получении или проживают.
Другими словами, программа носит адресный характер. Согласно статье 101 Жилищного закона, собственник квартиры в муниципальном или федеральном жилищном фонде обязан передать имущество в пользование второй стороне договора, которой является наниматель во временное пользование, в установленном законом порядке.
Основания для предоставления профессионального жилья и условия пользования квартирой излагаются в договоре социального найма. В частности, в договоре разъясняется основная цель договора, полномочия и обязанности сторон (как собственников, так и нанимателей). Также учитываются интересы членов семьи нанимателя, проживающих на одной территории с основным заявителем.
Договоры аренды квартир с муниципальной ипотекой должны заключаться только в письменной форме и с соблюдением юридических процедур. В частности, договор должен быть представлен в Госреестр в стандартной форме, образец которой разработан Правительством РФ. Хотя законодателям разрешено вносить некоторые изменения в сам специализированный договор лизинга, они не должны существенно трансформировать официальный документ, а должны быть направлены на определение прав и обязанностей участников.