Как рассчитать рентабельность бизнеса

Эффективность продаж — это отношение прибыли в процентах к общей выручке за определенный учетный период (месяц, квартал или год). В русском языке для обозначения понятия рентабельности может использоваться термин «маржа» или «маржа прибыли», а на английском языке он звучит как ROS (from remaining sales).

Коэффициент ROS позволяет вам точно определить, какая часть вашего общего дохода является прибыльной. Он помогает понять, насколько эффективно работает ваш бизнес и оправданы ли затраты на производство, продвижение и сбыт.

Общее правило: если коэффициент ROS растет, то дела у бизнеса идут хорошо; если он неуклонно снижается, то бизнес явно работает в минус и пора искать проблемы.

Какие типы прибыли учитывают при расчете рентабельности

  • EBIT — до уплаты налогов и процентов. В этом случае рентабельность рассчитывается следующим образом: p = (ebit/b) * 100
  • Итого (EBI) — до уплаты налогов, но после процентов. Для расчета рентабельности замените нужную переменную в формуле: p = (ebi/b) * 100%.
  • Чистая (PE) — после вычета всех налогов. В этом случае рентабельность рассчитывается по следующему виду: р = (гп/в) * 100%.
  • Смешанная (GV) — разница между выручкой и всеми затратами, связанными с получением этой выручки. В данном случае она имеет следующий вид: p = (vp/v) * 100%.

Последний вариант обычно показывает более точные данные по анализу эффективности бизнеса, так как размер налоговых скидок не связан напрямую с результатами предпринимательской деятельности.

Кому и для чего нужен показатель рентабельности

Важную роль играют показатели экономической эффективности бизнеса.

для высшего руководства:

  • Мониторинг динамики развития бизнеса путем сравнения внутренней эффективности в разные промежутки времени,
  • своевременно адаптировать бизнес-стратегии.
  • Управление ценовой политикой,
  • финансовое прогнозирование и эскалация планов; и
  • принимать положительные решения по кредитным запросам,
  • сравнивать показатели рентабельности с другими участниками рынка; и
  • создавать условия, повышающие конкурентоспособность бизнеса,
  • делать инвестиционные предложения, выгодные для будущих акционеров.
Советуем прочитать:  Как разделить квартиру, находящуюся в долевой собственности при разводе

Для будущих инвесторов:

  • Проанализировать финансовые показатели для дальнейшего вложения денег в бизнес-план,
  • своевременно продать активы и выйти из статуса инвестора.

    Для кредитных учреждений:

    Определить платежеспособность бизнеса, чтобы он мог выполнить будущие обязательства по финансированию.

    Для авторитетных деловых СМИ:

    • Составить рейтинг наиболее успешных предприятий и разместить их в версиях,
    • использовать эту информацию в публичном пространстве (интервью, резюме, телепередачи и т.д.).

    Индекс прибыльности следует использовать только для сравнения компаний, работающих в одной отрасли, в идеале — между проектами с похожими бизнес-моделями и элементами годового объема продаж. В противном случае анализ и результаты могут оказаться недостаточными из-за разной нормы прибыли. Речь идет о размере компонента затрат и других соответствующих факторах.

    Нормативы рентабельности

    Что касается всех остальных способов измерения эффективности бизнеса, то показатели эффективности продаж различаются. Они зависят от специфики сферы бизнеса, текущей финансовой ситуации в стране и мире, стоимости товаров/услуг и т.д.

    В целом, считается, что бизнес функционирует эффективно, если его показатель выше нуля. Напротив, показатель ниже нуля интерпретируется как отрицательный.

    Более подробный анализ эффективности по стандартам выглядит следующим образом

    • 6-21% — промежуточный уровень,
    • 21-31% — высокий,
    • >31% — очень высокий.

    Повышение рентабельности означает достижение более высоких экономических результатов при минимальных затратах.

    Пример расчета рентабельности

    Возьмем, к примеру, компанию «Эдельвейс», которая производит туристическую одежду. Для расчета возьмем период в три календарных года и в качестве вида прибыли выберем чистую прибыль.

    • 2014 год: выручка $ 1, 300, 000, чистая прибыль $ 200, 000 — эффективность: (200, 000/1. 300, 000) * 100% = 15. 3%.
    • 2015: выручка $ 1, 600, 000, чистая прибыль $ 450, 000 — рентабельность = (450, 000/1, 600, 000) * 100% = 28. 1%
    • 2016: выручка $ 1, 850, 000, чистая прибыль $ 650, 000 рентабельность = (650, 000/1. 850, 000) * 100% = 35. 1%.

    В данном случае компания «Эдельвейс» смогла за три года увеличить рентабельность с 15,3% до 35,1%, более чем в два раза; 35,1% — это очень высокая степень эффективности. Это означает, что команда выбрала правильную бизнес-стратегию и эффективно распорядилась финансами.

    Еще один пример. На этот раз возьмем строительные материалы «Сила-М», продаваемые в первые годы ее существования, с 2017 по 2020 год.

    • 2017 год: выручка $ 5, 000, 000, чистая прибыль $ 10, 000 Эффективность = (10, 000/5, 000, 000) *100% = 0. 2%.
    • 2018 год: выручка $ 6, 000, 000, чистая прибыль $ 15, 000 эффективность = ($ 15, 000/$ 6, 000, 000) * 100% = 0. 25
    • 2020: рентабельность выручки $ 8, 000, 000, чистая прибыль $ 18, 000 = ($ 18, 000/8, 000, 000) * 100% = 0. 22%.

    Через три года проданный продукт принес чистую прибыль на $8, 000 больше первоначальной суммы, но норма рентабельности проекта продолжает стагнировать в пределах нижней границы убытков. Предприятие с таким показателем нельзя считать эффективным или перспективным.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector