Эффективность продаж — это отношение прибыли в процентах к общей выручке за определенный учетный период (месяц, квартал или год). В русском языке для обозначения понятия рентабельности может использоваться термин «маржа» или «маржа прибыли», а на английском языке он звучит как ROS (from remaining sales).
Коэффициент ROS позволяет вам точно определить, какая часть вашего общего дохода является прибыльной. Он помогает понять, насколько эффективно работает ваш бизнес и оправданы ли затраты на производство, продвижение и сбыт.
Общее правило: если коэффициент ROS растет, то дела у бизнеса идут хорошо; если он неуклонно снижается, то бизнес явно работает в минус и пора искать проблемы.
Какие типы прибыли учитывают при расчете рентабельности
- EBIT — до уплаты налогов и процентов. В этом случае рентабельность рассчитывается следующим образом: p = (ebit/b) * 100
- Итого (EBI) — до уплаты налогов, но после процентов. Для расчета рентабельности замените нужную переменную в формуле: p = (ebi/b) * 100%.
- Чистая (PE) — после вычета всех налогов. В этом случае рентабельность рассчитывается по следующему виду: р = (гп/в) * 100%.
- Смешанная (GV) — разница между выручкой и всеми затратами, связанными с получением этой выручки. В данном случае она имеет следующий вид: p = (vp/v) * 100%.
Последний вариант обычно показывает более точные данные по анализу эффективности бизнеса, так как размер налоговых скидок не связан напрямую с результатами предпринимательской деятельности.
Кому и для чего нужен показатель рентабельности
Важную роль играют показатели экономической эффективности бизнеса.
для высшего руководства:
- Мониторинг динамики развития бизнеса путем сравнения внутренней эффективности в разные промежутки времени,
- своевременно адаптировать бизнес-стратегии.
- Управление ценовой политикой,
- финансовое прогнозирование и эскалация планов; и
- принимать положительные решения по кредитным запросам,
- сравнивать показатели рентабельности с другими участниками рынка; и
- создавать условия, повышающие конкурентоспособность бизнеса,
- делать инвестиционные предложения, выгодные для будущих акционеров.
Для будущих инвесторов:
Для кредитных учреждений:
Определить платежеспособность бизнеса, чтобы он мог выполнить будущие обязательства по финансированию.
Для авторитетных деловых СМИ:
- Составить рейтинг наиболее успешных предприятий и разместить их в версиях,
- использовать эту информацию в публичном пространстве (интервью, резюме, телепередачи и т.д.).
Индекс прибыльности следует использовать только для сравнения компаний, работающих в одной отрасли, в идеале — между проектами с похожими бизнес-моделями и элементами годового объема продаж. В противном случае анализ и результаты могут оказаться недостаточными из-за разной нормы прибыли. Речь идет о размере компонента затрат и других соответствующих факторах.
Нормативы рентабельности
Что касается всех остальных способов измерения эффективности бизнеса, то показатели эффективности продаж различаются. Они зависят от специфики сферы бизнеса, текущей финансовой ситуации в стране и мире, стоимости товаров/услуг и т.д.
В целом, считается, что бизнес функционирует эффективно, если его показатель выше нуля. Напротив, показатель ниже нуля интерпретируется как отрицательный.
Более подробный анализ эффективности по стандартам выглядит следующим образом
- 6-21% — промежуточный уровень,
- 21-31% — высокий,
- >31% — очень высокий.
Повышение рентабельности означает достижение более высоких экономических результатов при минимальных затратах.
Пример расчета рентабельности
Возьмем, к примеру, компанию «Эдельвейс», которая производит туристическую одежду. Для расчета возьмем период в три календарных года и в качестве вида прибыли выберем чистую прибыль.
- 2014 год: выручка $ 1, 300, 000, чистая прибыль $ 200, 000 — эффективность: (200, 000/1. 300, 000) * 100% = 15. 3%.
- 2015: выручка $ 1, 600, 000, чистая прибыль $ 450, 000 — рентабельность = (450, 000/1, 600, 000) * 100% = 28. 1%
- 2016: выручка $ 1, 850, 000, чистая прибыль $ 650, 000 рентабельность = (650, 000/1. 850, 000) * 100% = 35. 1%.
В данном случае компания «Эдельвейс» смогла за три года увеличить рентабельность с 15,3% до 35,1%, более чем в два раза; 35,1% — это очень высокая степень эффективности. Это означает, что команда выбрала правильную бизнес-стратегию и эффективно распорядилась финансами.
Еще один пример. На этот раз возьмем строительные материалы «Сила-М», продаваемые в первые годы ее существования, с 2017 по 2020 год.
- 2017 год: выручка $ 5, 000, 000, чистая прибыль $ 10, 000 Эффективность = (10, 000/5, 000, 000) *100% = 0. 2%.
- 2018 год: выручка $ 6, 000, 000, чистая прибыль $ 15, 000 эффективность = ($ 15, 000/$ 6, 000, 000) * 100% = 0. 25
- 2020: рентабельность выручки $ 8, 000, 000, чистая прибыль $ 18, 000 = ($ 18, 000/8, 000, 000) * 100% = 0. 22%.
Через три года проданный продукт принес чистую прибыль на $8, 000 больше первоначальной суммы, но норма рентабельности проекта продолжает стагнировать в пределах нижней границы убытков. Предприятие с таким показателем нельзя считать эффективным или перспективным.