Во многих случаях грузополучатель пытается взыскать стоимость недостающего груза непосредственно с водителя при выгрузке. Это большая ошибка как для грузополучателя, так и для перевозчика (если, конечно, водитель не является индивидуальным предпринимателем, заключившим договор перевозки и указанным в коносаменте под номером 10).
Действительно, согласно статье 796 Гражданского кодекса, перевозчик несет ответственность за недостачу груза; в статье 2 UATiGNET дается определение термина «перевозчик». Под ним понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и грузоотправители, принявшие на себя обязательства по перевозке пассажиров и доставке грузов на основании договора перевозки пассажиров, договора перевозки грузов, а также по перевозке вверенных грузоотправителем грузов в пункте назначения и выдаче грузов лицам, имеющим право на их получение.
В большинстве случаев водители не являются перевозчиками. В российских правилах дорожного движения водитель определяется как лицо, управляющее транспортным средством.
Пытаясь взыскать с водителя стоимость недостающего груза, сотрудник грузополучателя может быть привлечен к уголовной ответственности за вымогательство (ст. 163 УК РФ). С другой стороны, если количество утраченного груза несущественно и водитель платит на месте, это не означает, что иск за утраченный груз не может быть предъявлен к перевозчику.
Компенсация за утраченный груз.
При отсутствии неотвратимой материальной ответственности ответственность водителя перед работодателем ограничивается его среднемесячным заработком (Трудовой кодекс, статья 241). Однако если недостача товара произошла по вине водителя (попросту, если водитель украл), он обязан вернуть работодателю полную стоимость украденного товара (Трудовой кодекс, статья 238). Право требовать возмещения убытков, причиненных третьими лицами, может быть реализовано в течение одного года со дня их выплаты работодателем (статья 392 Трудового кодекса РФ).
Объявленная ценность груза.
Закон предусматривает возможность объявления стоимости миссии (статья 10(6) Устава автомобильного транспорта). В этом случае объявленная ценность не должна превышать фактическую ценность груза (статья 14 Устава автомобильного транспорта). Не допускается декларировать запечатанные ценности насыпных, жидких, опасных, лакокрасочных, герметизирующих и разводных грузов (статья 78 Устава автомобильного транспорта).
Объявленная ценность груза может быть указана в позиции 5 судовой грузовой ведомости.
Закон защищает право перевозчика требовать компенсацию за утрату и потерю груза в размере, превышающем действительную стоимость груза. Однако закон не защищает грузовладельцев, которые по различным причинам (технические ошибки, опечатки, человеческий фактор) могли допустить неправильную, незаявленную заявленную стоимость груза в погрузке.
Восполнить пробел в законодательстве должны юристы. Суды не выработали единого подхода к этому вопросу, поэтому доказывание несоответствия между фактической стоимостью груза и заявленной стоимостью, указанной на грузе, может быть творческим процессом. Успех доказательств зависит, прежде всего, от квалификации и знаний юриста в конкретной области права.
Мнимая недостача груза.
Вопросы типа «При разгрузке обнаружилась недостача неповрежденных марок, но теперь мне не платят» появляются в этой теме с завидной регулярностью. Это не идеальный мир. Получатели и отправители грузов предпочитают не выяснять причины недостачи груза, а перевозчики зачастую не отстаивают свои права, а спокойно соглашаются с тем, что недостача — это его собственная вина, и поэтому предпочитают «грузить» перевозчика замечательными недостатками, даже если кузов автомобиля опломбирован и завернут в целлофан.
Недостаток был обнаружен при вскрытии запечатанной коробки с паллетой.
Одной из причин действий перевозчика является то, что относительно небольшая сумма, заявленная или просто вычтенная из фрахта, является ставкой перевозчика на то, что она не будет взыскана. Это также азартная игра посредников, которые уверены, что перевозчик не будет отстаивать свои права.
Как показывает практика, кража груза водителями с грузовиков является скорее исключением, чем правилом. Утечка внутренних грузов никогда не может быть заявлена перевозчиком и, следовательно, не может быть компенсирована за счет перевозчика.
Часто перевозчик отказывается платить даже после вычета спорной суммы невывезенного груза на том основании, что отправитель «организовал» его. Как легко догадаться, «разница» может длиться бесконечно долго и выгодна неперевозчикам.
Прибегая к юридической помощи, перевозчики не только отстаивают свои права и интересы собственности, но и способствуют улучшению отрасли в целом. Я рекомендую перевозчикам предлагать услуги перевозчиков для защиты своих законных интересов, а не для обслуживания грузоотправителей и грузовладельцев, которым по праву принадлежат Защищать права перевозчика и отстаивать его интересы в суде всеми доступными способами, включая работу, телефонные переговоры и, при необходимости, личные встречи с перевозчиками-неплательщиками.
Решение проблемы недостачи груза для участников процесса
Общими правилами определения недостатков являются осмотр и справка, желательно с обязательным участием третьей стороны (эксперта) и представителя перевозчика.
Отправитель.
Сдача задания по недостаткам:
- Молятся принять груз.
- Привлекают стороннего эксперта для определения недостатков и подготовки отчета о расследовании. Это, по сути, исключает возможность ошибок в документации и тем самым значительно упрощает процесс дальнейшей компенсации за ненужные или обязательно ненужные недостатки.
Получатель.
Как получатели осматривают поступающие грузы для выявления недостатков:
- Осмотр внешней упаковки груза на предмет повреждения упаковки или марки, отбор проб груза.
- Замер. Грузы принимаются перевозчиком с замечаниями или без них, с отклонениями в пределах предусмотренных допусков или без них.
- Тщательный контроль путем вскрытия всей упаковки и осмотра содержимого. В этом случае логика получателя такова, что ему дешевле заплатить за прекращение работы перевозчика во время разгрузки, чем потом доказывать недостачу. Однако такой процесс приемки встречается редко, особенно при больших партиях неравномерно распределенных товаров.
Перевозчики.
Нетрудоспособность перевозчика в случае потери или частичной недостачи товара признается в абсентеизме (предположительно).
Перевозчики несут ответственность за недостачи, возникшие по их собственной небрежности, за исключением тех, которые вызваны обстоятельствами, не зависящими от перевозчика. Вопреки мнению некоторых перевозчиков, недостачи, вызванные кражей или неосторожным повреждением третьими лицами, не являются обстоятельствами, не зависящими от перевозчика, и не являются основанием для освобождения от ответственности. Последовательная судебная практика подтверждает эту точку зрения.
Верховный суд в целом поставил жирную точку в этом вопросе в середине 2018 года, заявив, что хищение имущества при передаче является предсказуемым риском для перевозчиков.