- Общая информация
- Основные задачи
- Главные направления деятельности
- Основополагающие законодательные акты
- Структура ФАС
- Полномочия учреждения
- Кто может обратиться?
- Как рассматриваются дела?
- Громкие дела
- История
- Организация
- Международное сотрудничество
- Выдающиеся дела
- 1. Что такое ФАС?
- 2. Функции ФАС
- 3. Цели ФАС
- Защита конкуренции
- Картели и картельные сговоры
- Юридическое сопровождение проверок ФАС
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
- Календарь
Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос кроется в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.
Это федеральный орган исполнительной власти, который выполняет ряд функций.
- Регулирование, издание правовых актов в области антимонопольного законодательства.
- Контроль за соблюдением этого закона.
- Обеспечение соответствия деятельности в сфере естественных монополий и ее соответствие российскому законодательству.
- Управление вложениями иностранных инвесторов в финансовые институты, имеющие стратегическое значение для обороны и национальной безопасности России.
- Надзор за государственными оборонными заказами, поставками, проектами, товарами и услугами для местных и государственных нужд.
- Одобрение использования методов закрытия для выявления подрядчиков, поставщиков и руководителей.
ФАС — единственный федеральный надзорный орган государственного уровня, который не требует от сотрудников наличия утвержденной формы одежды.
Общая информация
Что это за служба? ФАС также можно описать вкратце.
- Эта служба была создана 9 марта 2004 года.
- Ее предшественниками были: Государственный антимонопольный комитет РСФСР и поддержка новых экономических организаций; Государственный антимонопольный комитет РФ; поддержка антимонопольной деятельности и предпринимателей.
- Антимонопольная служба относится к Правительству РФ. Она подчиняется непосредственно Председателю. Служба представляет ежегодный отчет о своей деятельности.
- Правительство РФ также возглавляет ФАС.
- Штаб-квартира Российской антимонопольной службы расположена по адресу: Москва, Садовая-Кудринская, 11.
- В штаб-квартире Службы работает около 860 сотрудников. На территории службы работает более 2 500 сотрудников.
- Генеральным директором является Игорь Артемьев (с марта 2004 года).
- У государственных учреждений есть свои официальные сайты.
Основные задачи
Что такое монополия в борьбе? Обзор наиболее важных обязательств в Российской Федерации.
- Управление соблюдением российского антимонопольного законодательства. В основном в сфере энергетики, использования участков, природных ресурсов, воды, полезных ископаемых и т.д.
- Надзор за соблюдением законодательных актов в области естественных монополий.
- Надзор за соблюдением рекламной деятельности.
- Обеспечение поставок продукции, услуг и товаров, направленных на удовлетворение потребностей органов местного самоуправления и государства.
- Надзор за соблюдением законодательства РФ в области оборонного заказа.
- Контроль вложений иностранных инвесторов в предприятия и организации, имеющие стратегическое значение для безопасности России.
Главные направления деятельности
Что такое Антимонопольная служба Российской Федерации? Ее основная стратегическая цель — обеспечение свободы конкуренции и ограничение нарушений монополии в российском экономическом пространстве.
Исходя из этой цели, выделяются основные направления работы.
- Создание благоприятных условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих организаций, которые не характеризуются как естественные монополии.
- Предотвращает и сдерживает вмешательство государственных органов, региональных и муниципальных властей в рынок. Снижение потенциального риска коррупции при распределении местных и государственных заказов.
- Обеспечивает доступ потребителей к продукции, услугам и товарам, реализуемым естественными монополиями. А также развивает конкуренцию в среде этих естественных монополий.
Основополагающие законодательные акты
Теперь вы знаете, чем занимаются антимонопольные службы в нашей стране. Давайте рассмотрим законодательные акты, которые составляют ее основу.
- Федеральный закон «О защите конкуренции».
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок проектов, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд».
- Федеральный закон «Об обороне и государственных закупках».
- Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в объекты, имеющие стратегическое значение для Российской Федерации».
- Федеральный закон «О рекламе».
- Федеральный закон «Об основных принципах государственного регулирования коммерческой деятельности в Российской Федерации».
Структура ФАС
Структура органа выглядит следующим образом.
- Центральный механизм, расположенный в Москве. Он состоит из отраслевых служб.
- Почвенная служба (сегодня их 85).
- В центральном офисе есть общественный советник. В нем находятся представители бизнес-ассоциаций и некоммерческих организаций. Он следит за работой федерального атр, дает рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и дает советы по пресечению нарушений. Аналогичные советы действуют в территориальных отделах.
- Реклама, Недобросовестная конкуренция, Защита конкуренции на рынках электроэнергии, телекоммуникаций и финансовых рынках, Развитие конкуренции в ЖКХ, Развитие агропромышленного комплекса, Экспертный совет по развитию малого и среднего предпринимательства. Экспертами здесь выступают участники рынка, представители некоммерческих организаций и надзорных органов.
Полномочия учреждения
Теперь рассмотрим антимонопольные полномочия более подробно.
- Центральным механизмом ФАС является право издавать нормативные акты, которые в той или иной мере относятся к компетенции органа.
- Она проверяет соблюдение антимонопольного законодательства организациями (коммерческими и некоммерческими), федеральными органами исполнительной власти, физическими лицами (включая индивидуальных предпринимателей), субъектами и структурами местного самоуправления. Это включает в себя расследование случаев нарушения закона, принятие обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеочередных проверок, а также возмещение ответственности выявленных нарушителей по закону о контроле.
- Надзор за финансовыми собраниями на товарном рынке, одобрение сделок с имуществом торговых объединений, акциями (участие в праве), если это предусмотрено российским антимонопольным законодательством.
- Периодические проверки на товарном рынке с целью выявления доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
- Проверка несознательных поставщиков. Этот документ содержит данные о поставщиках и подрядчиках, которым было отказано в заключении местных или государственных контрактов по результатам конкурсов. Аналогично, информация о поставщиках и подрядчиках, чье участие и связи с судами были приостановлены в связи с неисполнением / недооценкой обязательств.
- Расследование ходатайств иностранных инвестиционных агентств о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими субъектами, имеющими стратегическое значение для обороны и национальной безопасности России.
Кто может обратиться?
Чем занимается Антимонопольная служба? Пожалуй, самым важным и далеко идущим направлением ее деятельности является судебное преследование по делам о нарушениях российского законодательства в пределах своей юрисдикции. Кто может подавать жалобы в антимонопольные органы? Они адресованы следующим лицам
- Физические лица.
- Юридические лица.
- Правоохранительные органы (предоставление документов).
- Средства массовой информации.
- По собственной инициативе, по результатам проверки ФАС.
Как рассматриваются дела?
Рассмотрение дела происходит следующим образом.
- Для расследования дела созывается специальная комиссия. В ее состав входят сотрудники антимонопольного органа (не менее трех сотрудников). Председателем комиссии является руководитель конкретного территориального органа или один из его заместителей.
- Если дело рассматривается в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашается представитель Центрального банка России.
- Дела обязательно рассматриваются с участием как заявителя, так и ответчика. Они представляют свою позицию и доказательства в свою защиту.
- После выступлений стороны расходятся. В случае их отсутствия члены комитета принимают решение на основе большинства голосов в пользу одной из позиций.
- Если для принятия окончательного решения требуется представление дополнительных доказательств, участие определенных заинтересованных сторон и проведение экспертного расследования, дело откладывается на определенный срок.
- По результатам рассмотрения дела комиссией разбирательство может быть прекращено в двух случаях. Во-первых, члены комиссии не обнаружили в действиях ответчика нарушений антимонопольного законодательства. Во-вторых, было установлено, что ответчик нарушил российское законодательство. В этом случае ответчику выдается соответствующее предписание, которое он должен исполнить.
Как решение органов ФАС РФ, так и предписание могут быть оспорены в суде.
Громкие дела
Рассмотрим некоторые из наиболее известных дел, в которых ФАС удалось добиться судебной защиты.
- Газпром (2011) в отношении.
- АШАН В отношении розничной сети (наложение штрафа в размере 6, 2 млн рублей).
- ОАО «РЖД» (злоупотребление доминирующим положением — штраф 2,2 млрд рублей).
- См. Google (2014).
- В отношении Tele2 (скидка за необоснованные жалобы на конкурентов).
- В отношении Тинькофф Банка (одностороннее решение о снижении процентных ставок по срочным вкладам).
В Российской Федерации существует служба, направленная на защиту здоровой конкуренции в экономической среде. Именно о ФАС о структурах, задачах и деятельности мы и читаем.
История
Предшественником Федеральной антимонопольной службы является Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новой экономической структуры, образованный в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и Государственном комитете РСФСР». Председателем Комитета был назначен Валерий Черногородский. Комитет был создан в 1985 году и возглавлялся Председателем Комитета.
Штат Комитета был установлен в количестве 150 человек в соответствии с временными положениями Гражданского кодекса РФ и утвержден постановлением Совета Министров РСФСР № 344 от 10 сентября 1990 года.
Организация
В составе Центрального аппарата ФАС России:
- Управление строительства и природопользования
- Бюро по управлению промышленностью
- Управление регулирования электроэнергетики
- Департамент координации связи и информационных технологий
- Министерство финансовых рынков
- Принципы рекламы и недобросовестной конкуренции
- Департамент иностранных инвестиций
- Управление по контролю за военной техникой и средствами военной связи
- и т.д.
Международное сотрудничество
ФАС России сотрудничает с международными и зарубежными организациями в области антимонопольной политики, борьбы с недобросовестной конкуренцией и государственного регулирования естественных монополий.
Международная деятельность ФАС России включает
— содействие интеграции российской экономики в мировое хозяйство,
— выполнение финансовых обязательств Российской Федерации по вопросам федеральной антимонопольной юрисдикции,
— Участие в развитии единого восприятия,
— защита российских интересов посредством участия в международных организациях, имеющих отношение к конкретным отраслям,
— Внедрение лучшего международного опыта в российскую практику и повышение квалификации сотрудников ФАС России,
— подготовка и применение технической помощи международных организаций от имени ФАС России.
ФАС России участвует в международных рабочих группах. Он инициировал создание трех групп:
— Рабочая группа по нефтяным рынкам и методам работы (Petroleum Working Group), исследующая вопросы ценообразования — совместно создавалась с 2011 года и была закрыта в 2014 году, так как все цели были достигнуты.
— Международная рабочая группа по исследованию вопросов конкуренции на международных телекоммуникационных рынках (сокращение) — создана в 2012 году для выполнения рекомендаций по развитию международных телекоммуникационных рынков в странах-членах ЦА, как указано в отчете о состоянии. CA Мобильная связь конкуренции на рынке,
— Международная рабочая группа по изучению вопросов конкуренции в фармацевтическом секторе — создана в 2012 году в сотрудничестве с антимонопольным ведомством Италии и направлена на разработку конкретных предложений по формированию конкурентной среды на фармацевтическом рынке и обеспечению доступности лекарственных средств для потребителей.
Для укрепления международного сотрудничества в области конкуренции ФАС России ежегодно организует мероприятие. В 2015 году в мероприятии приняли участие руководители конкурентных ведомств со всего мира, а также Владимир Путин.
Выдающиеся дела
14 сентября 2015 года Комиссия ФАС России пришла к выводу, что группа компаний Google злоупотребляла доминирующим положением на рынке предварительных заявок, основываясь на данных Google Inc, Google Ireland Ltd и Google Ltd. Интернет-компания yandex пожаловалась на то, что «поисковая система Google по умолчанию устанавливается на мобильных устройствах насильно, предпочитая размещать ее иконку на экране». Чтобы восстановить конкуренцию на рынке, Google решил, что ФАС России необходимо скорректировать свои контракты.
С поставщиками мобильной связи в течение месяца — убрать ось договора, ограничивающую применение других поставщиков и установку их сервисов.
1. Что такое ФАС?
Федеральная атропольная служба (ФАС России) — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по регулированию, надзору и контролю в сфере конкуренции на товарном рынке, защите конкуренции в сфере финансовых услуг, естественных монополий, защите конкуренции в сфере рекламы, регулированию соблюдения антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере поставок товаров, работ и услуг для нужд государственных органов и органов местного самоуправления, а также контроль за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 25 декабря 2014 года 1489, ФАС России была передана в ведение ФБУ «Рособоронзаказ» для управления государственным оборонным заказом. Постановление вступило в силу с 1 января 2015 года. Указом Президента РФ от 21 июля 2015 года № 373 функции в области регулирования счетов-фактур переданы ФАС России.
Федеральная антимонопольная служба была создана Указом Президента РФ 314 от 9 марта 2004 г. Положение о Федеральной антимонопольной службе было утверждено Правительством РФ 30 июня 2004 года.
В настоящее время 84 территориальных управления в субъектах Российской Федерации осуществляют антимонопольное законодательство в субъектах Российской Федерации. Список территориальных служб Федеральной антимонопольной службы можно найти на сайте http: //fas. gov. ru/offices/spisok-ufas-rossii. html.
2. Функции ФАС
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются.
1. обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, земли, недр, водных и других природных ресурсов
2. надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях,
3. соблюдение рекламного законодательства надзорными и контролирующими органами,
4. проверка сферы поставок товаров, проектов и услуг для нужд государственных и местных органов власти
5. управление соблюдением законодательства в области государственной обороны,
6. проверка иностранных инвестиций в хозяйствующие субъекты, имеющие стратегическое значение для национальной обороны и национальной безопасности1 .
3. Цели ФАС
1. благоприятная конкурентная среда в сфере деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями,
2. равный доступ к товарам (проектам, услугам) субъектов естественных монополий и развитие конкуренции в потенциально конкурентных сферах деятельности.3,
3. 3. устранение антитаргетирования полномочий, антииерархии бюджетных расходов вопреки государственным и местным заказам; 4,
4. эффективная реализация государственной политики по управлению иностранными инвестициями в хозяйствующие субъекты, имеющие стратегическое значение для национальной обороны и национальной безопасности.
В заключение своей статьи я хотел бы предложить вам посмотреть короткий анимационный ролик ФАС о недопустимой недобросовестной конкуренции в России.
PS: Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях ниже. Понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ею со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Защита конкуренции
Антонопольное регулирование относится к серии финансовых, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России, направленных на обеспечение рыночной конкуренции и предотвращение чрезмерных рыночных монополий, угрожающих бесперебойной работе рыночного механизма.
Важнейшей задачей ФАС России является защита конкуренции путем обеспечения законного соперничества между предприятиями с целью устранения или ограничения возможности одностороннего влияния на общие условия соответствующего рынка товаров путем их соответствующих самостоятельных действий. Основными направлениями деятельности в области конкуренции являются предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление доминирующим положением субъектами, группами лиц с заключением соглашений или согласованным поведением, запрещенным антимонопольным законодательством, а также иное поведение, признанное законом монополистическим.
В соответствии с действующим законодательством недобросовестной конкуренцией признается поведение хозяйствующего субъекта (группы лиц), направленное на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащее законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, честности, логике и справедливости и причиняющее или способное причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам -. конкурентам, либо причиняет или может причинить вред репутации субъекта предпринимательской деятельности. Так, например, достаточно распространенным правонарушением в данной сфере является незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения соответствующего правообладателя.
Вопрос антимонопольного регулирования подробно раскрыт в Федеральном законе от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции». Для выполнения своих обязательств антимонопольные органы имеют право
- возбуждать и расследовать дела о нарушении антимонопольного законодательства
- выдавать исполнительные листы
- выдавать предупреждения о прекращении (упущении) поведения, в том числе признаков нарушения антимонопольного законодательства
- выдавать предупреждения о недопустимых нарушениях антимонопольного законодательства,
- Рассматривать жалобы на нарушения порядка проведения обязательных аукционов, государственных или муниципальных торгов по продаже недвижимости,
- Привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства,
- Обращаться в суд по искам, заявлениям о нарушении антимонопольного законодательства,
- проводить проверки на предмет соблюдения антимонопольного законодательства; получать необходимые документы и информацию, письменные или устные объяснения,
- осуществлять любые другие полномочия, предусмотренные законом.
Картели и картельные сговоры
Картелями признаются горизонтальные соглашения между конкурентами об установлении и поддержании согласованных конкурентами цен, об установлении и поддержании цен, ведущих к закупкам товаров, а также о сокращении или прекращении производства определенных товаров (статья 11, часть 1 135-ФЗ). Картельные соглашения могут проявляться по-разному, но в большинстве случаев хозяйствующие субъекты договариваются об определенном уровне цен на товары, аукционные отделы и т.д.
Картельные партнерства приводят к сокращению производства, созданию искусственных дефектов и увеличению цены на определенную прибыль. Участие в таких соглашениях является административным правонарушением, наказуемым в соответствии со ст. 14.32 Коап РФ.
Юридическое сопровождение проверок ФАС
Воспользуйтесь бесплатной помощью опытных юристов по следующей ссылке. Консультации доступны в электронном виде или в наших офисах в Москве.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
- Документы и мероприятия
- Процедура.
- Счета.
28 января 2022 года Михаил Мизтин встречается с главой Федеральной службы по монополиям Максимом Саскольским Обсуждение касалось результатов работы межведомственной группы по мониторингу социальных цен, структурных материалов, мониторинга состояния конкуренции и Законопроекты.
Календарь
- Янв.
- фев.
- Марши.
- Апр.
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- ноябрь
- декабрь.
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Используйте этот календарь для поиска в текущем разделе. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь услугой «Поиск».